ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИИ (о чем свидетельствует карта)

Этот сказочный дворец был со­здан подземным потоком, кото­рый втекал сюда через верхнюю, теперь сухую галерею. Подни­маясь по каскадным потокам, неожиданно над «Тбилиси» по­пали в неисследованный зал. В нем больше всего восхища­ют заросли эксцентрических ста­лактитов самой удивительной формы.

От галереи, соединяющей «Иве-рию» и «Тбилиси», отделяется ответвление, ведущее в высочай­ший   в   мире   подземный   зал -=

рованные листы, которые киев­ские типографии выпускали уже в начале 1620 года, а московские стали изготовлять несколькими годами позднее. Эти ранние гра­вированные ЛИСТЫ были II ПО СВОему содержанию, и по художе­ственному оформлению связаны с иллюстрациями печатных книг XVII в. учебного ж религиозного характера. Немало гравирован­ных листов становилось своего рода дешевыми иконами, заме­нявшими дорогие иконы, писан­ные на дереве.

История собственно народных картинок   начинается   не   ранее
«Храм». Его высота, вероятно, около 60 м. Любопытно отме­тить, что высота крупнейшего зала Мамонтовой пещеры, так­же носящей название «Храм» (США), не превышает 38 м! Анакопийская пропасть еще да­леко не полностью исследована: во многие ее обширные галереи с великолепными сталактитовы­ми образованиями еще не сту­пала нога человека. Но открытые пустоты так вели­ки, что в них может свободно уместиться вся система ранее пзвествых пещер Грузии. Дворцы под землей на Новом Афоне обещают вскоре стать экскурсионным объектом между­народного значения второй половины XVII в., когда наряду с изображениями рели­гиозных сюжетов появляются композиции на темы светских произведений устно-поэтических и литературных. Многие из них носили характер сатиры на господствующие клас­сы. При этом в самой художе­ственной манере картинок обна­руживается воздействие народ­ного изобразительного искусства, заметно вытесняющего тради­ции иконописи и книжной ми­ниатюры.

За два с половиной века своего бытия   народные   картинки   впитали самое разнообразное содер­жание. Народная поэзия и лите­ратура XVIIXIX вв., фантасти­ческие представления о природе средневековых «Физиологов» и «Космографии» и достижения техники и промышленности но­вого времени, черты быта раз­ных слоев общества — все отра­жено лубком.

В свой ранний период лубочные картинки были достоянием всех слоев населения, начиная от цар­ского двора. Уже в 1635 г. для семилетнего царевича Алексея Михайловича в овощном ряду в Москве покупали «печатные по­тешные листы», не только «не­мецкие», привозные, но и рус­ские. И в XVIII в. дворянство, особенно провинциальное, поль­зовалось такими «потешными ли­стами» при обучении детей. Русский лубок заменял народу в течение долгого времени и песенник, и книгу, и отчасти га­зету. И, чем шире становился круг «потребителей» лубочных картинок, чем глубже они про­никали в демократические слои населения, тем внимательнее наблюдали светские и церковные власти за содержанием этих «пе­чатных листов». Цензура косну­лась прежде всего изображения религиозных сюжетов, затем пор­третов членов царского дома. Еще в 1674 г. в грамоте патри­арха Иоакима говорилось об ис­кажении народной картинкой распространенных сюжетов икон.


В 1721 г. Петр I издал указ, предлагающий наблюдать за лу­бочными портретами царских особ. В 1744 г. был принят спе­циальный указ святейшего си­нода, по которому все лубки ре­лигиозного содержания должны были подвергаться духовной цен­зуре.

Техника создания первых лубоч­ных картинок была проста. На деревянной доске, обычно про­дольной, в перевернутом виде линией рисунка намечался тот или иной сюжет. Линии, кото­рые соответствовали рисунку, оставались неприкосновенными, а все остальное —то, что не должно было переноситься на бумагу, — вырезывалось. Не тро­нутые резцом контуры покры­вались краской. Оттиск давал изображение.

В XVIII в. рисунок прорезался или протравлялся на металле, на меди и был уже не выпуклым, а в виде углубления, которое за­ливалось краской. Позднее главное место заняла литографская картинка, одно­цветная, а затем и в несколько цветов. Но и ранние лубки очень часто бывали разноцветными, их раскрашивали от руки.

Оглавление