ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИИ (о чем свидетельствует карта)
Этот сказочный дворец был создан подземным потоком, который втекал сюда через верхнюю, теперь сухую галерею. Поднимаясь по каскадным потокам, неожиданно над «Тбилиси» попали в неисследованный зал. В нем больше всего восхищают заросли эксцентрических сталактитов самой удивительной формы.
От галереи, соединяющей «Иве-рию» и «Тбилиси», отделяется ответвление, ведущее в высочайший в мире подземный зал -=
рованные листы, которые киевские типографии выпускали уже в начале 1620 года, а московские стали изготовлять несколькими годами позднее. Эти ранние гравированные ЛИСТЫ были II ПО СВОему содержанию, и по художественному оформлению связаны с иллюстрациями печатных книг XVII в. учебного ж религиозного характера. Немало гравированных листов становилось своего рода дешевыми иконами, заменявшими дорогие иконы, писанные на дереве.
История собственно народных картинок начинается не ранее
«Храм». Его высота, вероятно, около 60 м. Любопытно отметить, что высота
крупнейшего зала Мамонтовой пещеры, также носящей название «Храм» (США), не
превышает 38 м! Анакопийская пропасть еще далеко не полностью исследована: во
многие ее обширные галереи с великолепными сталактитовыми образованиями еще не
ступала нога человека. Но открытые пустоты так велики, что в них может
свободно уместиться вся система ранее пзвествых пещер Грузии. Дворцы под землей
на Новом Афоне обещают вскоре стать экскурсионным объектом международного
значения второй половины XVII в.,
когда наряду с изображениями религиозных сюжетов появляются композиции на темы
светских произведений устно-поэтических и литературных. Многие из них носили
характер сатиры на господствующие классы. При этом в самой художественной
манере картинок обнаруживается воздействие народного изобразительного
искусства, заметно вытесняющего традиции иконописи и книжной миниатюры.
За два с половиной века своего бытия народные картинки впитали самое разнообразное содержание. Народная поэзия и литература XVII—XIX вв., фантастические представления о природе средневековых «Физиологов» и «Космографии» и достижения техники и промышленности нового времени, черты быта разных слоев общества — все отражено лубком.
В свой ранний период лубочные картинки были достоянием всех слоев населения, начиная от царского двора. Уже в 1635 г. для семилетнего царевича Алексея Михайловича в овощном ряду в Москве покупали «печатные потешные листы», не только «немецкие», привозные, но и русские. И в XVIII в. дворянство, особенно провинциальное, пользовалось такими «потешными листами» при обучении детей. Русский лубок заменял народу в течение долгого времени и песенник, и книгу, и отчасти газету. И, чем шире становился круг «потребителей» лубочных картинок, чем глубже они проникали в демократические слои населения, тем внимательнее наблюдали светские и церковные власти за содержанием этих «печатных листов». Цензура коснулась прежде всего изображения религиозных сюжетов, затем портретов членов царского дома. Еще в 1674 г. в грамоте патриарха Иоакима говорилось об искажении народной картинкой распространенных сюжетов икон.
В 1721 г. Петр I издал указ, предлагающий наблюдать за лубочными портретами царских особ. В 1744 г. был принят специальный указ святейшего синода, по которому все лубки религиозного содержания должны были подвергаться духовной цензуре.
Техника создания первых лубочных картинок была проста. На деревянной доске, обычно продольной, в перевернутом виде линией рисунка намечался тот или иной сюжет. Линии, которые соответствовали рисунку, оставались неприкосновенными, а все остальное —то, что не должно было переноситься на бумагу, — вырезывалось. Не тронутые резцом контуры покрывались краской. Оттиск давал изображение.
В XVIII в. рисунок прорезался или протравлялся на металле, на меди и был уже не выпуклым, а в виде углубления, которое заливалось краской. Позднее главное место заняла литографская картинка, одноцветная, а затем и в несколько цветов. Но и ранние лубки очень часто бывали разноцветными, их раскрашивали от руки.