ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИИ (о чем свидетельствует карта)

  Но   за 18 часов, проведенных под зем* лей, не удалось   даже   частично разведать гигантские полости пе­щеры.     В     последующие     годы (1962—1965)   туда  было   органи­зовано 5 экспедиций, каждая из которых  проводила   под   землей все    больше    времени     (послед­няя— 352 часа). ...Над    широким    отверстием    в бездну привольно раскинула мо­гучую    крону    столетняя    липа. Одна из ее больших ветвей над самой   пустотой   образует   при­родный мост. С этого покрытого мхом   ствола зияющее   отверстие бездны внушает невольный тре­пет.

Чтобы попасть в ее подземные залы, нужно преодолеть множе­ство вертикальных трещин и на­клонных галерей, напоминающих гигантскую лестницу. На глуби­не 139 м (общая глубина верти­кальных ходов и наклонных га­лерей — 183 м) в конце длинной и высокой галереи вы оказы­ваетесь    перед    двухъярусными «воротами». Верхняя короткая щель ведет в исполинские под­земные залы, которым на правах первооткрывателей мы дали на­звания.

Первый   зал — «Зал _. грузинских спелеологов» — находится в кон­це системы глубоких шахт и на­клонных галерей. В нем хаоти­ческие   нагромождения   обвалив­шихся глыб образуют холмы, ко­торые   делят   зал   на   несколько частей. Одна из них, «Абхазия», служит   огромным   водохранили­щем, на дне которого нагромож­дены каменные глыбы. Интерес­но, что неожиданное заполнение подземных   полостей   водой   на­блюдается тогда, когда в окрест­ностях Нового Афона осадков не выпадает.  Вероятно,  заполнение карстовых пустот происходит за счет   подземных   вод, поступаю­щих из отдаленных районов. Мы видели    озеро    с    поверхностью около   1000  кв.  м, но  это  всего лишь     мизерный     остаток     об­ширного    подземного    бассейна, уровень  которого   в  период  на­воднений повышается метров на

Наиболее красивая часть «Зала грузинских спелеологов» — «Бе­лая  гора».   Она  выросла  на  обвальных  накоплениях  благодаря длительному действию водопада, насыщенного   кальцитом.   Купо­лообразная   поверхность   «горы» открывает     чарующий     пейзаж «хрустальных   озер»   с   прозрач­ной как слеза водой. Свешиваю­щиеся  с  потолка  стройные  ше­ренги  сталактитов  при  сильном освещении, словно    волшебный фейерверк, сверкают    огненны­ми   лучами; рядом  растут   при­чудливые каменные   цветы,   по­блескивают кристаллы кальцита и кальцитовые медальоны, обра­зовавшиеся  в  мелких  водоемах. «Зал    грузинских спелеологов» по   своей   величине (его   длина 260   м,   ширина   70   м, высота 40   м)    превосходит   все извест­ные   карстовые   полости нашей страны и стоит в  одном ряду  с гигантскими   подземными   поло­стями крупнейших пещер мира. Обильные подземные   воды   по­ступают только в этот зал, дру­гие же  залы и обширные гале­реи  пропасти  остаются  мертвы­ми системами.   Так,   за   «Залом грузинских спелеологов» следует сухая галерея, в которой в  не­далеком прошлом протекал мно­говодный  ноток.  Когда-то   здесь произошел грандиозный   обвал.

 

После этого воцарился длитель­ный период покоя ж созидания. Гигантские глыбы в этом зале покрыты редчайшим минераль­ным образованием — толстым слоем кальцитовой муки. На глыбах выросли дебри мощных сталагмитов янтарного цвета. Продвигаясь вперед, мы видим, как широкая галерея постепен­но сужается. На каждом шагу вырастают нетронутые цветные и белые сталагмиты, встречают­ся целые плантации причудли­вых кальцитовых цветов. Иногда

Русская народная картинка, лу­бок, «простовик»... Одни считают, что слово «лубок» происходит от слова «луб» — так называется внутренняя часть коры липы или вяза, пригодная для резьбы. Дру­гие производят это название от лубочного короба, в котором офени (бродячие торговцы) раз­носили свой товар по деревням. Третьи — что наименование дано по названию старой московской Лубянки, где продавались, по преданию, эти картинки... Что же такое народный лубок? Прямыми предшественниками народных картинок были грависросшиеся сталактиты и сталаг­миты образуют сплошные гир­лянды.

Узкий конец галереи соединен с круглым залом; это зал «Иве-рия», главная его достопримеча­тельность — оригинальные ста­лагмитовые формы: кальцитовые тюльпаны. На 200 м к северо-востоку от «Иверии» расположен наиболее красивый пещерный зал. Мы назвали его «Тбилиси». Природа разукрасила п оформи­ла его с большим вкусом. В центре, как великолепная деко­рация, возвышается сверкающее кальцитовое сооружение. Оно все разрисовано и орнаментировано природой. В восточной стене за­ла с двадцатиметровой высоты «низвергается» окаменевший во­допад. Красивейший п самый от­даленный от входа зал оказал­ся уникальным также по обли­чив) и разнообразию форм ред­чайшего минерала — пещерного жемчуга.

Оглавление