ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИИ (о чем свидетельствует карта)

)   удалось   открыть в  Петрограде  Высшие  географи­ческие курсы при Докучаевском почвенном комитете министерст­ва землеустройства и земледелия. Директором этих курсов был из­бран известный географ-климато­лог А. И. Воейков,  а  после  его кончины    народоволец-шлиссель­буржец И. Д. Лукашевич. Так  как курсы   не    давали   ни прав, ни дипломов, на них посту­дали   большей   частью   лица   с законченное высшее образование в области географических зна­ний, ставя своей главной целью создание кадров ученых-страяо-ведов, исследователей, путешест­венников, а также стационарных исследователей отдельных обла­стей России в географическом, естественно-историческом, этно­графическом и хозяйственном отношениях».

Институт   быстро   начал   разви­ваться и укрепляться. В  1920 г. директором института стал  ака­демик А. Е. Ферсман, проректо­ром  по  учебной  деятельности — Я. С. Эделыптейн, ученым секре­тарем— А. А. Григорьев. Молодой   институт   был   замеча­тельным  и  необычным  учебным заведением.   Возрастных   ограни­чений   при   поступлении   не   су­ществовало,  так что  состав  сту­дентов  был  очень пестрый.  На­ряду  с  юношами  и  девушками, только  что  закончившими  сред­нюю  школу,  были и  люди,  убе­ленные сединами, с большим жиз­ненным   опытом:   педагоги,   вра­чи, инженеры, военные,   моряки. Нередко на лекциях и занятиях можно было встретить учивших­ся на  одном курсе  родителей и детей,   супругов.   Занятия   в   ин­ституте    проходили    по    свобод­ному    расписанию,    в    вечерние часы,   так   как   и   студенты,   не получавшие   стипендии,   и   пре­подаватели,   работавшие   безвоз­мездно,   днем   были   заняты   оп­лачиваемой  работой. Питомец    института    профессор Н.   Н.   Соколов   вспоминает:   «В. Рихтер высшим образованием. Для окон­чивших    среднюю    школу    было организовано      подготовительное отделение,  где  читались  лекции по    основам   естественно-геогра­фических наук. Курсы не распо­лагали    ни    своим   помещением, ни     достаточными     средствами. Студенты,   живо   заинтересован­ные    в    существовании    курсов, не   только   платили   за   учение, но безвозмездно выполняли обя­занности   обслуживающего   пер­сонала.    Не    получали    никакой оплаты       и       преподаватели — крупные      ученые-исследователи И.   Д.  Лукашевич,  С.  С.  Неуст-руев, В.  Н. Сукачев, И. П. Тол­мачев, Я. С. Эделынтейя и др. Гражданская война, голод и раз­руха в первые годы после рево­люции   резко   сократили   число слушателей,  и возник  вопрос  о закрытии    курсов.    На   помощь пришел   Народный   комиссариат просвещения. Курсы были зачис­лены в сеть высших учебных за­ведений  комиссариата,  им  были выделены некоторые  средства и помещение.     Наконец    заветная мечта   учредителей   курсов   осу­ществилась; декретом, подписан­ным  А. В.  Луначарским,  курсы были   преобразованы   в   Геогра­фический институт со всеми пра­вами  высшего   учебного   заведе­ния.    Ему    было   предоставлено большое  помещение, и с  1  сен­тября 1918 г. в институте нача­лись занятия.

Во временном положении о Гео­графическом институте было за­писано,  что   он  доджей   «давать трудные первые годы революции, в стенах его (института), по ве­черам, когда трамвай почти не действовал, когда было голодно и холодно, собиралась дружная семья географов-профессоров и студентов, зараженных любовью к природе, к географии и этно­графии, к путешествиям и к ге­ографическим экспедициям. Сю­да шли люди разных возрастов и различных специальностей». Отношения между преподавате­лями и студентами были исклю­чительно теплыми и близкими. Крупные ученые, глубоко пре­данные науке, бескорыстно чи­тали лекции и проводили заня­тия, разрабатывали новые учеб­ные предметы, а студенты отве­чали им искренним уважением н любовью. Сближению способ­ствовали также совместные ра­боты на полевой практике и в ,   экспедициях.

Всех   объединило    желание    по­мочь   институту.    Студенты    без всякой   оплаты   готовили   обору­дование кабинетов и учебные по­собия,    выполняли    обязанности лаборантов   и   ассистентов,   заго­товляли и доставляли дрова,  то­пили помещение, сами набирали и печатали   на   небольшом стан­ке    программы,    учебные    посо­бия,      труды    института,     вели канцелярские    дела.     Огромную роль при этом играли  студенче­ские общественные организации. Вначале институт имел два фа­культета:   общегеографический   с отделениями   страноведения,   фи­зической географии и биогеогра­фии,   позднее   к   ним   присоеди­нился   факультет  экономической географии, учебный план которо­го был разработан еще в 1921 г. ( Преподавательский состав вклю-\чал   лучшие   научные   силы   Ле­нинграда: академики В. М. Алек­сеев, Л. С. Берг, А. А. Борисяк, А. А. Григорьев, Д. В. Наливкин, В.   Н.   Сукачев,   А.   Е.   Ферсман; профессора     В.      В.      Ахматов, П. И. Броунов, В. Э. Ден, И. М.

Оглавление