У книжной полки

  Так, при сопоставлении мажора и минора обычно возни­кает   ощущение   светотени,   ибо мажор — «светлый»   лад,   а   ми­нор — «темный».  Добиваясь про­граммной изобразительности, ком­позиторы применяют также опре­деленные тембры, регистры, кото­рые создают тот или иной «коло­рит»   музыки.   Давние   попытки музыкантов и конструкторов соз­дать  музыкально-оптические  ин­струменты (с XVIII в. до наших дней), по-видимому, тоже объяс­няются стремлением человека до­биться зрительно-слухового единства,  существующего в природе, в жизни.

Немало    произведений   програм­мной  музыки посвящено приро­де.  Оратория   Гайдна   «Времена года»,  написанная по  одноимен­ной поэме  английского писателя Джеймса    Томсона,    изображает сельскую жизнь, полевые работы, красивые пейзажи;  в ней много звукописи: гроза, охота, крик пе­туха, плескание рыбок, кваканье лягушек, треск кузнечика. Прог­раммные заголовки типа «Вступ­ление изображает переход от зи­мы к весне» еще более раскрыва­ют замысел композитора — пока­зать  годичный цикл природы и связанный с ее переменами труд человека.

Широко известны «пастораль­ные» (то есть пастушеские) сим­фонии, в частности Шестая сим­фония Бетховена, где композитор, отказавшись от традиционного для этого жанра иллюстратор-ства, стремится прежде всего пе­редать настроение, навеянное природой.

У нас весь крестьянский кален­дарь, «годовой круг метаморфоз природы», прослежен из оперы в оперу тем же Римским-Корсако-вым. По-иному звучит музыка русской природы у П. И. Чайков­ского. Реже обращаясь к звуча­ниям наглядных конкретных об­разов, он даже в таком «природ­ном» произведении, как извест­ные «Времена года», уходит от природы в бытовую обстановку или предается созвучным данно­му месяцу настроениям («У ка­мелька», «Тройка», «Белые но­чи»). Но все же Чайковскому очень много для творчества давала природа, которую он называл «чудной, неисчерпаемой  в своих ресурсах» товаркой. Лично знав­ший композитора натуралист Дм. Кайгородов пишет, что не видел другого человека,  «который   так сильно  воспринимал  бы  впечат­ления от красот природы и так сильно на них реагировал». При этом   он   высказал   интересную мысль:     Чайковский    прекрасно умел анализировать «красоту дан­ного момента природы», хотя это -никогда не мешало ему со всей полнотой воспринимать ее в це­лом.   Сам  великолепный   знаток природы, Кайгородов    с полным правом утверждал, что для под­линного   восприятия   ее   красоты «надо  иметь  хорошо  раскрытые на природу глаза и уши». Таким был и Чайковский, и многие дру­гие творцы классической музыки. В этом им следуют и лучшие со­временные композиторы. Как мы уже видели, всегда были близки к природе народная музыка, на­родная песня. Остаются они та­кими и теперь. Слушая произве­дения . музыкального   фольклора различных стран и народов, мож­но почти всегда составить пред­ставление не только об их созда­телях, но и об окружающей этих людей природе.

Музыка настолько прочно вошла в наш быт через радио и кино, телевидение и механическую за­пись, через самодеятельность и профессиональное искусство, что уже нельзя игнорировать ту по­ложительную роль, которую она играет в познании нами красоты и величия природы, помогая лю­дям бережно лелеять и вдумчиво преобразовывать землю.

Победило... серебро. Да, серебряные драхмы и тетрадрах­мы из драгоценного металла Лав-рийских рудников. Ведь на это серебро было построено в крат­чайший срок 150 боевых кораб­лей афинян!

Победа при Саламине возвысила роль Афин в греческом мире, что, естественно, не могло не вызвать беспокойства у жителей другого сильного    греческого    государства —Коринфа, давнишнего сопер­ника афинян в торговле и поли­тической жизни.  Коринфяне че­канили свою серебряную монету. «Но откуда они брали серебро?— задумались        археологи. — Ведь Коринф не имел своих месторож­дений этого благородного метал­ла. Неужели лаврийское серебро Афин текло и в казну Коринфа, несмотря на то что между этими государствами существовали сло­жные    взаимоотношения,    часто переходившие в военные столкно­вения? Или у Коринфа имелись другие источники «валюты»?» Установить это было необходимо, чтобы     уяснить     экономические связи между народами древности, вскрыть   причины   усиления   од­них государств и ослабления дру­гих. Как же получить ответ? Ме­тодика   исследований   могла   бы выглядеть    необычайно    просто: надо   определить   вещественный состав монет, отлитых из сереб­ряных руд Лаврийских рудников, потом то же самое сделать с мо­нетами Коринфа. Если состав и процентное содержание примесей в серебре (например, золота, ме­ди)  будут совпадать или, наобо­рот, не совпадать, то... Но для выполнения такой задачи пришлось бы от монет отломить по кусочку и каждый из них под­вергнуть   химическому   анализу.

Оглавление