У книжной полки

и фазаны на весенних токах ще­голяют красными бровями. Но никто из птиц не любит так часто переодеваться, как белая куропатка. Самки меняют опере­ние три раза в год, а самцы — че­тыре. Причем две смены (весной и осенью) полные, а остальные две неполные. Зимняя, летняя и осенняя одежда куропатки имеет покровительственную окраску. Зимой мне много раз приходи­лось встречать в зарослях ивня­ка, на окраинах новгородских бо­лот, этих снежно-белых птиц. Они сливались с ослепительной белизной снежного покрова, и, когда куропатки опускались на землю, они производили впечат­ление падающих комьев снега, а во время взлета они как-то сразу исчезали в снежной пыли. Им очень идут белые «костюмы». Достаточно было птицам чуть притаиться, как они совершенно терялись из виду, и только при движении удавалось их обнару­жить. Зимний наряд наиболее пушистый, теплый. Летом куро­патки также носят хорошо маски­рующий наряд. Осенью, когда ландшафт принимает новые тона порыжевшей и пожелтевшей тра­вы и листвы, на верхней части их тела появляются рыжие перья. 1$ это время можно пройти мимо куропатки и не заметить ее: так хорошо маскирует птицу ее осен­няя одежда.

Смена оперения у большинства птиц происходит постепенно. Так, хищные птицы самки скопы и ястреба-тетеревятника меняют свои перья в период насижива­ния и выкармливания птенцов, в :>то время они не покидают гнез­да и все обязанности кормильца лежат только на отце. Он яге ме­няет одежду после вылета птен­цов из гнезда. А орлы меняют свое оперение один раз в два го­да, причем в год полной линьки даже не гнездятся. Смена оперения у большинства птиц происходит не только по­степенно, «поочередно», но и в та­кой последовательности, что не лишает их возможности летать, добывать корм. Так, у дятлов и пищух хвост играет большую роль в добывании пищи: он слу­жит опорой при лазании по де­ревьям.   Поэтому   смена   перьев Чаще всего слюну «одежды» лю-д)1 замечают у взрослых пищ. А во-1 о «детских ателье» нормагьтх, напорное, известно только [ииу-ра.1Лстам-ор]шго.?о1<ш. А между тем прямо «па дм чу», то есть в гнездах, итетщы некоторых птиц дпажды .меняют и> \овый наряд, а через несколько недель оди оде­ваю к'я в мерные иерья. Этот так называемый гнездовой наряд пти­цы лося г от нескольких недель до Н),ча и более, а зачем меняют его полностью иди частично. Многие взрослые птицы меняют юдовоп паряд и конце лет п в начале осени. У других к обыч­ным нарядам прибавляется брач­ный, например у тетеревов н ку­ликов. Весной у кулика турухта­на можно заметить пышный но­ровите из длинных п разнооб­разных по окраске перьев. Глу­хари, тетерева, белые куропатки.

арфа,  которую   с  давних времен любили  устанавливать   на  высо­ких открытых местах, подхваты­вает  и  продолжает   в   нехитрой мелодии пение ветра. В    ведах,    этих    выразительных гимнах  Древней  Индии,  опоэти­зирована   буря   и   таинственные духи поют «громозвучную побед­ную песнь».  В  наших народных песнях море в бурю  «играет», и в это время из бездны с пением появляются  духи. Русалки,  оли­цетворяющие в народной поэзии водную стихию, своими песнями и     играми     завлекают     неосто­рожного   путника.   Сирены,   рус­ская    сказочная    птица    сирин, дивным пением заставляют чело­века забывать обо всем. Не только говорят человеческими голосами, но и поют, играют на различных   инструментах   звери и птицы в народных сказках, В «Слове о полку Игореве» вещий Боян, «творя песнь», растекается «серым волком по земле, сизым орлом по облакы», спускает де­сять соколов на стадо лебедей, «который дотечаше, то преди песнь пояше старому Ярославу». Песни народные полны обраще­ний к соловью-соловушке, к «ле­беди белой», к «ласточке-касаточ­ке», к «соколу ясному», хотя под­час, конечно, принимаются во внимание не одни их певческие способности.

Что музыка действует не только на человека, но и на животных, знали с незапамятных времен. Известно, как реагируют на му­зыку змеи, многие грызуны, пин­гвины и другие, не говоря о до­машних и цирковых животных. Теперь наука уже располагает экспериментальными данными о благотворном воздействии музы­ки на рост и развитие сельскохо­зяйственных растений. Известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский счи­тал, что музыка тесно связана с географическим пейзажем, при­чем связь эта двусторонняя: пей­заж влияет на характер музы­кального  творчества  народов,   а «отдельные их представители при помощи звуков вольно или не­вольно живописуют географиче­ский пейзаж». По его наблюдени­ям, разная степень высоты чело­веческого голоса имет свою «гео­графию». Западные композиторы, посещавшие Россию, поражались обилием среди русских певцов низких голосов — басов-октав и контральто. Замечено, что рус­ский тенор отличается от италь­янского, а итальянское сопрано в свою очередь разнится от французского.

Оглавление