У книжной полки
и фазаны на весенних токах щеголяют красными бровями. Но никто из птиц не любит так часто переодеваться, как белая куропатка. Самки меняют оперение три раза в год, а самцы — четыре. Причем две смены (весной и осенью) полные, а остальные две неполные. Зимняя, летняя и осенняя одежда куропатки имеет покровительственную окраску. Зимой мне много раз приходилось встречать в зарослях ивняка, на окраинах новгородских болот, этих снежно-белых птиц. Они сливались с ослепительной белизной снежного покрова, и, когда куропатки опускались на землю, они производили впечатление падающих комьев снега, а во время взлета они как-то сразу исчезали в снежной пыли. Им очень идут белые «костюмы». Достаточно было птицам чуть притаиться, как они совершенно терялись из виду, и только при движении удавалось их обнаружить. Зимний наряд наиболее пушистый, теплый. Летом куропатки также носят хорошо маскирующий наряд. Осенью, когда ландшафт принимает новые тона порыжевшей и пожелтевшей травы и листвы, на верхней части их тела появляются рыжие перья. 1$ это время можно пройти мимо куропатки и не заметить ее: так хорошо маскирует птицу ее осенняя одежда.
Смена оперения у большинства птиц происходит постепенно. Так, хищные птицы самки скопы и ястреба-тетеревятника меняют свои перья в период насиживания и выкармливания птенцов, в :>то время они не покидают гнезда и все обязанности кормильца лежат только на отце. Он яге меняет одежду после вылета птенцов из гнезда. А орлы меняют свое оперение один раз в два года, причем в год полной линьки даже не гнездятся. Смена оперения у большинства птиц происходит не только постепенно, «поочередно», но и в такой последовательности, что не лишает их возможности летать, добывать корм. Так, у дятлов и пищух хвост играет большую роль в добывании пищи: он служит опорой при лазании по деревьям. Поэтому смена перьев Чаще всего слюну «одежды» лю-д)1 замечают у взрослых пищ. А во-1 о «детских ателье» нормагьтх, напорное, известно только [ииу-ра.1Лстам-ор]шго.?о1<ш. А между тем прямо «па дм чу», то есть в гнездах, итетщы некоторых птиц дпажды .меняют и> \овый наряд, а через несколько недель оди одеваю к'я в мерные иерья. Этот так называемый гнездовой наряд птицы лося г от нескольких недель до Н),ча и более, а зачем меняют его полностью иди частично. Многие взрослые птицы меняют юдовоп паряд и конце лет п в начале осени. У других к обычным нарядам прибавляется брачный, например у тетеревов н куликов. Весной у кулика турухтана можно заметить пышный норовите из длинных п разнообразных по окраске перьев. Глухари, тетерева, белые куропатки.
арфа, которую с давних времен любили устанавливать на высоких открытых местах, подхватывает и продолжает в нехитрой мелодии пение ветра. В ведах, этих выразительных гимнах Древней Индии, опоэтизирована буря и таинственные духи поют «громозвучную победную песнь». В наших народных песнях море в бурю «играет», и в это время из бездны с пением появляются духи. Русалки, олицетворяющие в народной поэзии водную стихию, своими песнями и играми завлекают неосторожного путника. Сирены, русская сказочная птица сирин, дивным пением заставляют человека забывать обо всем. Не только говорят человеческими голосами, но и поют, играют на различных инструментах звери и птицы в народных сказках, В «Слове о полку Игореве» вещий Боян, «творя песнь», растекается «серым волком по земле, сизым орлом по облакы», спускает десять соколов на стадо лебедей, «который дотечаше, то преди песнь пояше старому Ярославу». Песни народные полны обращений к соловью-соловушке, к «лебеди белой», к «ласточке-касаточке», к «соколу ясному», хотя подчас, конечно, принимаются во внимание не одни их певческие способности.
Что музыка действует не только на человека, но и на животных, знали с незапамятных времен. Известно, как реагируют на музыку змеи, многие грызуны, пингвины и другие, не говоря о домашних и цирковых животных. Теперь наука уже располагает экспериментальными данными о благотворном воздействии музыки на рост и развитие сельскохозяйственных растений. Известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский считал, что музыка тесно связана с географическим пейзажем, причем связь эта двусторонняя: пейзаж влияет на характер музыкального творчества народов, а «отдельные их представители при помощи звуков вольно или невольно живописуют географический пейзаж». По его наблюдениям, разная степень высоты человеческого голоса имет свою «географию». Западные композиторы, посещавшие Россию, поражались обилием среди русских певцов низких голосов — басов-октав и контральто. Замечено, что русский тенор отличается от итальянского, а итальянское сопрано в свою очередь разнится от французского.