жизнь


Хотя Гедарт и подчеркивал, что описывает только им самим ви­денное, рассказ его о шмелях-тамбурмажорах был встречен весьма недоверчиво. Даже наи­более искушенные знатоки на­секомых лишь снисходительно посмеивались.

Не удивительно, что через много лет скромный австрийский нату­ралист Е. Хоффер из Граца просто ни глазам, ни ушам своим не поверил, обнаружив на восковой кровле содержавшегося в лаборатории шмелиного гнез­да такого же точно тамбурина, о каком писал когда-то Гедарт. Впрочем, шмель не имел, разу­меется, никакого барабана и по­тому показался Хофферу скорее трубачом, которые как раз в XIX в. и появились в войсках. Шмель, не сходя с места, рабо­тал крыльями, и его гудение про­должалось    с    короткими    перерывами около часа. То же повто­рилось на завтра, послезавтра, на третью ночь.

В конце концов, убедившись, что все это не самообман, до крайности взволнованный, Хоф-фер разбудил жену, детей, под­нял соседей, всех, кого мог, со­брал   в   понятые   и   свидетели:

      Значит, и великие ученые ошибались? Значит, напрасно наукой отброшено сообщение о шмелях-сигнальщиках? Хоффер не ограничился засви­детельствованными протоколами.

      Посмотрим, что произойдет, — раздумывал он, — если убирать трубача, едва он начнет гудеть. И Хоффер стал снимать труба­чей, наблюдая, как опустевшие места на восковой кровле гнезда раньше или позже занимаются другими.

Население  гнезда,  казалось,   де­монстрировало свою потребность в шмеле-трубаче. По какой причине? Зачем? Ведь шмели подобно пчелам или му­равьям   лишены   органов   слуха в общепринятом смысле. К чему подавать   сигнал,   если  шмели  в гнезде его все равно не слышат? Может   быть,   здесь   другое,   за­думался    французский    натура­лист   Перез.   Может   быть,   само по   себе   гудение,   сам   по  себе шум   крыльев   ни   для   чего   не служит,     лишен     определенной функции.  Ведь  неправильно   за­даваться вопросом о том, зачем, для чего шуршит гравий под но­гами,   не   вернее   ли   предполо­жить,   что   это   молодые   шмели, выйдя   из   коконов   и   готовясь получить   воздушное   крещение, поочередно    занимаются    гимна­стикой,    тренируя    крыловые — грудные мышцы. -Однако   вскоре   выяснилось,   что трубачи гудят вовсе не поочеред­но, причем гудят в семье не все. К  тому  же  предположение   Пе-реза   все   равно   не   разъясняло многого:    почему,   в    частности, трубачи   выходят   из   гнезда   в определенное время — ночью, на рассвете?  Наконец ученые скло­нились к тому, что трубач, при­меняя   современную    терминоло­гию, кондиционирует состав воз­духа   в   шмелином    общежитии, проще говоря, проветривает гнез­до, где к утру, особенно в под­земном поселении, воздух насы­щается углекислым газом, пара­ми воды, может быть, и перегре­вается.

Так  появилась  третья  версия  о назначении трубачей: не вытяжная  ли  это  труба  для  вентиля­ции  шмелеграда. Забудем на время о роли и на­значении трубача и познакомим­ся   с   тем,   какой неожиданный резонанс пересказываемая  здесь дискуссия вызвала в области, со­всем далекой от биологии. Статьи о шмелях-трубачах печа­тались в энтомологических жур­налах   в  конце  минувшего   сто­летия, когда Михаил Николаевич Римский-Корсаков, сын знамени-того композитора, был еще юно­шей.   Правда,   интересы   и   жиз­ненное призвание его как энто­молога  уже  тогда  вполне  опре­делились.   С   детства   ненасытно коллекционировал   он   и   наблю­дал насекомых, реферировал на­учные статьи.

Вспомнив все это, заметим, что именно летом 1899 г. отец энто­молога увлеченно работал над знаменитой «Сказкой о царе Салтане». Работа в деревенской обстановке шла на редкость успешно. «Сочинять здесь очень удобно. Глушь; никого посторон­них; прекрасное место; чудес­ный двухсотлетний огромный сад, большое озеро. В саду при­тон певчих птиц», — восторгался композитор.

Но старые сады заселены, как известно, не одними певчими птицами. Вот откуда родилась интересная для нашей темы серия заметок в «Записных книжках» знаменитого компо­зитора.

«Мошкара    гудит    на    560    диез. Пчелы на си. Жуки на ре. Шме­ли на до или до диезъ.

1[2]34
Оглавление