жизнь

Оказалось, что в ряде случаев шмели действительно проветривают воздух в гнезде, а их пение словно шум четырех-крылого вентилятора при вытяж­ной трубе.

Но для многих случаев это объ­яснение не годилось. У обитаю­щих под землей шмелей расплод лучше всего развивается при вы­сокой температуре  29—31°.  Значит, ночью перегрев гнезда здесь практически невозможен. Тем бо­лее что фуражиры, не успевшие вернуться засветло домой, часто заночевывают в поле, а в наибо­лее    населенных,    многомуншых, как   говорят   пчеловоды,   семьях часть   обитателей   колонии   рас­ползается из центра гнезда в со­общающиеся с ним подземными ходами покинутые мышами нор­ки, «просто в свободные полости. Несмотря ни на что, и в таких гнездах шмели поют. Вот гнездо, с которого снята во­сковая  кровля:    кормовые   ячеи, коконы   и   пакеты,   заполненные личинками,   день  и  ночь  откры­ты, температура и состав возду­ха в гнезде и вне его практиче­ски одинаковы, а шмели все же гудят.

Зато в другом гнезде в дождли­вый день все население отсижи­вается под кровлей, да и улеек с гнездом плотно прикрыт, уж тут-то   вентиляция   несомненно   тре­буется.    Между    тем    ни    один шмель  ни  усика  не  показывал, ни голоса не подавал. Теперь для всех этих разноречи­вых фактов объяснение найдено. Страж   может   подать   сигнал   о перегреве   воздуха,    сигнал   мо­жет   быть  усилен  пением  рабо­чих,   действительно   вентилирую­щих гнездо. Только матка и са­мые   мелкие   шмельки   из   при­дворной    свиты    остаются    под кровлей на ячеях. Остальные же обитатели гнезда  расходятся по подземным   коридорам   и   отси­живаются в свободных полостях, окружающих восковой центр. Таким  образом,  трубачи играют здесь не сбор, а команду, смысл которой в переводе на человече­ский    язык    означает:    «Рразой-дись!»

Такой сигнал длится иной раз долго. Есть и другой сигнал — тише, короче, отрывистее. И он как бы связывает обитателей гнезда, оставшихся под кровлей дома, с теми, что отсиживаются в запасных помещениях, в фи­лиалах колонии.

В переводе на наш язык это будто перекличка часовых. — Слушай! — Есть слушать! — Ау! — Все в порядке! Но вставьте на мгновение в центральный ход гнезда конец карандаша. Тон жужжания сра­зу изменится, станет громче и резче. Повторите — и из гцезда начнет вылетать стража в по­исках возмутителя спокойствия, в воздух поднимутся крупные и средних   размеров   шмели.   Другие  высыплют  на  купол гнезда (у Бомбус агрорум, в частности), обнажив    жала   и   готовые    со­рваться в атаку. Если сухо, часть шмелей, опрокинувшись на спи­ну,   вытягивают   вперед   задние и средние ножки, передние при­жимают   к   голове,   как   можно шире  раскрывают  жала,  подни­мают   конец   брюшка.   Это   поза полной   боевой   готовности:   вце­питься, кусать, жалить! Матка и мелкие   шмельки   бьют   тревогу внутри гнезда, зарываются глуб­же, прячутся в пустые ячеи. Что ж, выходит, ошибался Перез, указывая,   что   шмели   лишены слуха?  Не  совсем.  Они лишены слуха   в   общепринятом   смысле слова, не воспринимают воздуш­ных   колебаний,   колебания   же субстрата, на котором шмель на­ходится,   они   улавливают   очень чутко.   Достаточно   из   гребешка с    листом ' папиросной    бумаги сделать   подобие   губной   гармо­ники и извлечь из этого нехит­рого    музыкального    устройства звук, как на него сразу отклик­нутся подземные горнисты. Точ­но так же они отзовутся на гу­дение   электробритвы.   Итак,   вы обменялись    со    шмелиным    ми­ром сигналами и вас услышали, подали вам ответный голос. Ну   а   что   же   с   рассказами   об утренней,    на    рассвете,    песне шмеля?

Существует у шмелей и такая песня. Опыты с искусственно за­темняемыми и освещаемыми гнездами позволили до тонкости исследовать этот сигнал, опове­щающий о восходе солнца, о начале нового рабочего дня, о летной погоде, о часе, когда можно приступать к сбору корма. Гедарт был, как видим, не так уж далек от правильного толко­вания факта. Но потребовалось ни много ни мало триста лет, чтоб это стало ясно.


123[4]
Оглавление