жизнь
Последняя запись и выросла в ту музыкальную картинку, которая, став концертной пьесой для разных инструментов, известна сейчас во всем мире под названием «Полет шмеля». Этот маленький звукопортрет был очень дорог автору. О четы-рехкрылом действующем лице оперы он не раз говорил с близкими друзьями, подробно объяснялся с режиссером, которому, наверное, интересно было знать, почему в опере-сказке Гвидон возвращается на родину не в образе комара, как у А. С. Пушкина, а в виде шмеля. Каждому из нас с весны до осени время от времени попадаются на глаза мохнатые созданьица с цветными лампасами поперек груди или брюшка. Мы видим их в городе, когда, случайно залетев в распахнутое окно, они гудят и бьются о стекло закрытой рамы. Мы видим их на лоне природы, когда, перелетая с цветка на цветок, они опускаются в самую их сердцевину и стебель поникает под тяжестью крылатого посетителя. Шмелей видел, пожалуй, каждый, а вот гнездо их далеко не всем доводилось находить. В известном каждому начинающему натуралисту пособии «Зоологические экскурсии» (одним из авторов книги и был М. Н. Римский-Корсаков) в справке о семействе шмелиных, между прочим, говорится, что обнаружить гнезда шмелей не просто. Здесь дается и совет, как их искать: «Когда мы увидим, что шмели один за другим прилетают к одному месту или вылетают оттуда, то следует осторожно потревожить почву в предполагаемом месте входа в гнездо. Если шмели начнут появляться из земли, а кроме того, мы услышим, нагнувшись к земле, глухое жужжание, то можно приступать к рытью гнезда. Гнездо шмеля построено из воска, выделяемого железами на спинной стороне брюшка. Вскрыв оболочку, мы обнаруживаем крупные ячейки, наполненные сладким медом».
Но если уж найти гнездо трудновато, тем более не удивительно, что трубача слышали лишь немногие. Такие подробности шмелиных повадок, как их утренняя или ночная песнь, обычно ускользали от внимания натуралистов. Да ведь, впрочем, в любой стране специалистов-шмелеведов по пальцам пересчитать можно!
Американец О. Плат наблюдал жизнь шмелей целых полтора десятка лет, поселяя между рамами северных и южных окон своей лаборатории десятки колоний. У него перебывало в общей сложности несколько сот гнезд, он провел с ними множество опытов и окончательно убедился, что повинность трубача исполняет в гнезде один и тот же шмель.
Плат наблюдал, однако, и нечто такое, чего до него не отмечал никто. Он попробовал подогревать шмелиное гнездо, в котором семья состояла всего из трех насекомых: матки и двух рабочих. Направив на гнездо, прикрытое стеклом, свет яркой калильной лампы, Плат увидел, как из-под кровли в коридор один за другими вышли и принялись трубить все три обитателя гнезда, хотя это было не ночью, не на рассвете и не утром. Казалось, лампа, перегревшая гнездо, проливает свет на темный вопрос о происхождении ж назначении шмелиной песни. Но так только казалось. Ведь трубачи появлялись и на гнездах, нисколько не обогреваемых. Размотать клубок загадок взялся немец А. Хаас, который почти четверть века изучал и те виды, что гнездятся в земле, и те, что вьют гнезда на поверхности почвы. Он удостоверился, что роль трубача в гнезде исполняет один и тот же крупный шмель, причем из числа тех, что несут в колонии сторожевую службу. Горнистом оказался один из часовых.
Трубачи, как установил Хаас, ни разу не вылетали на фуражиро-вочный сбор корма. В одном из его гнезд шмель начал предрассветные концерты в конце июня и продолжал в течение всего сезона трубить каждое утро. Однако несколько раз вместе с ним трубил еще один малыш-шмелек из самого раннего вывода, один из ветеранов гнезда, а они, как правило, не летают, так как постоянно загружены домашними хлопотами.
Исследователь загадки шмелей-трубачей впервые использовал фотодокументацию, киносъемку, запись на магнитофонные ленты, приборы для измерения силы звука, высоты тона, продолжительности сигнала. Сведя воедино многолетние данные, Хаас сам поразился полученным выводам.
Оказалось, у шмелей не одна песня, а несколько для разных случаев.
Особенно тщательно и терпеливо расследовал Хаас причины, смысл и назначение подземного гула шмелей, о котором, если помните, говорится и в «Зоологических экскурсиях»: «...кроме того, мы услышим, пригнувшись к земле, глухое жужжание...» Пришлось вникнуть в подробности планировки гнезд, разобраться в том, как размещены ячеи и камеры в поющих и немых гнездах.