Порт Ванино
Селения попадаются теперь чаще; среди изб поднимается нередко силуэт одноглавой часовенки, а то и шатрового храма. Вдали показываются очертания какого-то большого архитектурного комплекса Мы подходим к древнему погосту Икяла. Здесь хорошо остановиться и закончить первый день путешествия.
Пияла радушно встречает гостей-изба, где нас поместили, как и все северные избы, на высоком подклете с широким крыльцом поражает необычайной чистотой
золотой ржи, стояли, резко выделяясь на вечернем небе, темные силуэты двух деревянных церквей и колокольни. Удивительно гармонично сочеталась здесь архитектура с окружающей природой. Подойдя ближе, можно было ясно проследить, как все эти шатры, главы и главки и теремки были найдены народными зодчими в окружающей их родной русской природе, творчески переработаны и воплощены в удивительные создания деревянного зодчества. Турчасово может гордиться тремя памятниками XVIII в.: это десятиглавая церковь Преображенья, Благовещенская шатровая церковь с обширной трапезной и, наконец, колокольня.
Беспокойный председатель колхоза, отпирая тяжелые замки, ворчит на «этих туристов», которые отрывают от работы, кладет связку ключей на деревянную лавку и оставляет нас одних в обширной трапезной палате. Шесть толстых деревянных столбов поддерживают массивные балки перекрытия. Столбы резные; видно, что простой плотник не механически выполнял задание, а с любовью подходил к обРазгоняем лодку, и она с ход}/ врезается в податливый намывной берег. Ни камня, ни гальки, только песок и глина. Почти у самой воды начинаются заросли. Над ними — мы это видели с середины реки — высится уступ коренного пустынного берега. Вся намытая полоса между обрывом матерой суши и урезом реки поросла деревьями, кустарниками, тростниками, травами. Мы в типичном тугайном лесу. Его довольно яркая зелень среди нагих желтых песков изумляет. Впрочем, дивиться нечему: реки, несущие свои воды сквозь пустыни, обильно увлажняют намытые ими поймы и низкие острова. Можно сказать, что тугаи — создание рек. Реки несут строительный материал — песок и глину, реки несут плодородный ил и подпитывают водой наносные толщи, на которых буйно работке каждого столба, меняя рисунок резьбы, стараясь, чтобы его работа радовала глаз. Вдоль наружных стен широкие лавки, также покрытые резьбой, а в боковых приделах тускло поблескивает золото на темных ликах икон...