Порт Ванино
В годы новой пятилетки портовое хозяйство будет развиваться дальше, увеличится пропускная способность причалов (примерно на 40%), комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ будет доведена до 90%. Объем работ, выполняемых силами и
глухую лесную чащу слышно, как река с шумом бежит по порожистому дну. Разделяясь временами на несколько рукавов, покрытая белой пеной, спешит она к морю, огибая торчащие из воды черные камни.
Онега привлекает не только природной красотой; в деревнях на ее берегах сохранились уникальные памятники деревянного зодчества: величественные шатровые храмы, уютные часовенки, просторные северные избы на высоких подклетях, украшенные резьбой, надворные постройки, сарай- средствами портов, увеличится на 32—33%.
Важно отметить, что увеличение пропускной способности портов будет достигнуто главным образом за счет улучшения использования существующих мощностей. Грузонапряженность причала в среднем повысится с 205 до 276 тыс. т в год. Однако в строй войдут и новые мощности. В Ленинграде, Вентспилсе, Риге, Клайпеде, Находке, Архангельске, Владивостоке продолжится реконструкция и строительство новых причалов. Всего за^пятилетие намечено построить 16 км новых причалов, в том числе причалы второй очереди Ильичевского порта. Специализированные установки для переработки массовых грузов будут созданы в Николаеве, Рени, Измаиле. Всего на таких установках намечено перегружать 40% навалочных грузов.
чики, баньки, колодцы. Эти великолепные образцы русского народного творчества, недостаточно охраняемые, гибнут от пожаров, а иногда и умышленно уничтожаются руками невежественных людей.
Если подниматься вверх по реке, то один из первых таких
изумительных памятников встретится в деревне Подпорожье на левом берегу.
Широка здесь Онега и малолюдна, пароходное движение начинается только
километров на десять выше от пристани Порог. На перевозе у деревни Камениха долго нужно ждать колхозную лодку, которая
перевезет вас на другой берег. Наконец маленькой черной точкой покажется она на
ослепительно сверкающей глади реки. Пока лодка, осторожно обходя бревна,
оторвавшиеся от плотов, медленно приближается к оерегу, можно осмотреть
стоящую здесь же, на откосе, небольшую деревянную часовенку
украшенную высоким шатром и ряд построек, разбросанных вдоль берега. Наконец
вы на другом оерегу. Сами названия окружающих населенных пунктов — Порог,
Гора, Подпорожье, Камениха — говорят о неспокойном, каменистом
характере местности Уже за селом, где обычно пристает лодка,
начинаются поля на которых то тут, то там поднимаются валуны разных
размеров и очертаний точно шлемы поверженных витязей-великанов павших
здесь в неравной борьбе-а еще дальше на небольшой возвышенности виден силуэт
величественного деревянного храма — это церковь села Подпорожья построенная
в 1757 г. Немного удалось нам сберечь памятников древнего деревянного
зодчества. Жилые и хозяйственные сооружения в большинстве погибали от пожаров
или разрушались от времени, а на их месте вырастали новые постройки- в относительно
лучшем положении оказывались культовые здания — церкви, часовни; неотапливаемые
они меньше подвергались опасности погионуть от пожаров. Эти Древние деревянные
церкви еще кое-где сохранившиеся, рассказы
вают о большом мастерстве наших умельцев, об их поразительном чувстве
материала и способности удачно выбрать место и форму сооружаемого
здания которое всегда органически сливается с окружающей природой (см.
наш очерк «Природа и архитектура» в «Земля и люди. 1964») Все это мы находим
во Владимирской церкви села Подпорожья. Окружающие луга с небольшими перелесками
еще больше подчеркивают стройность и высоту храма. Вытянутые тонкие шатры над
боковыми прирубами создают впечатление легкости и устремления всего
сооружения вверх. Добравшись наконец до пристани Порог, вы на маленьком речном катере
начинаете путешествие вверх по Онеге. Кругом' все здесь широко, свободно
и неторопли
во — широка гладь реки с беско нечными лентами плотов, то мед ленно плывущих,
то уткнувшихся в обрывы глинистого берега- поберегам уходящие к
горизонту леса. Свобода и тишина нарушаются только остановками у
редких пристаней, а то и просто в виду какой-нибудь деревни. Югда катер
неуклюже тыкается носом в берег, куда перебрасывают длинную доску; по ней
пассажиры, балансируя, сходят прямо на луг.
У селения Усть-Кож река разветвляется, основное русло, как здесь говорят «Большая река» идет прямо на юг, «Малая река»' делая большую петлю, обходит несколько селений и снова вливается в основное русло.