Порт Ванино

В годы новой пятилетки портовое хозяйство будет развиваться дальше, увеличится пропускная способность причалов (примерно на 40%), комплексная механиза­ция погрузочно-разгрузочных ра­бот будет доведена до 90%. Объем работ,   выполняемых   силами   и

глухую лесную чащу слышно, как река с шумом бежит по поро­жистому дну. Разделяясь време­нами на несколько рукавов, по­крытая белой пеной, спешит она к морю, огибая торчащие из воды черные камни.

Онега привлекает не только при­родной красотой; в деревнях на ее берегах сохранились уникаль­ные памятники деревянного зод­чества: величественные шатровые храмы, уютные часовенки, про­сторные северные избы на высо­ких подклетях, украшенные резь­бой, надворные постройки, сарай- средствами портов, увеличится на 32—33%.

Важно отметить, что увеличение пропускной способности портов будет достигнуто главным обра­зом за счет улучшения использо­вания существующих мощностей. Грузонапряженность причала в среднем повысится с 205 до 276 тыс. т в год. Однако в строй войдут и новые мощности. В Ле­нинграде, Вентспилсе, Риге, Клай­педе, Находке, Архангельске, Вла­дивостоке продолжится рекон­струкция и строительство новых причалов. Всего за^пятилетие на­мечено построить 16 км новых причалов, в том числе причалы второй очереди Ильичевского пор­та. Специализированные установ­ки для переработки массовых гру­зов будут созданы в Николаеве, Рени, Измаиле. Всего на таких установках намечено перегружать 40%  навалочных грузов.

чики, баньки, колодцы. Эти вели­колепные образцы русского на­родного творчества, недостаточно охраняемые, гибнут от пожаров, а иногда и умышленно уничто­жаются руками невежественных людей.

Если подниматься вверх по реке, то один из первых таких изуми­тельных памятников встретится в деревне Подпорожье на левом берегу. Широка здесь Онега и ма­лолюдна, пароходное движение начинается только километров на десять выше от пристани Порог. На перевозе у деревни Камениха долго   нужно   ждать   колхозную лодку, которая перевезет вас на другой берег. Наконец маленькой черной точкой покажется она на ослепительно  сверкающей глади реки. Пока лодка, осторожно об­ходя   бревна,   оторвавшиеся   от плотов,  медленно   приближается к оерегу, можно осмотреть стоя­щую здесь же, на откосе, неболь­шую      деревянную      часовенку украшенную высоким шатром   и ряд построек, разбросанных вдоль берега.  Наконец вы   на   другом оерегу. Сами названия окружаю­щих   населенных   пунктов — По­рог, Гора,  Подпорожье,  Камени­ха — говорят о неспокойном, ка­менистом   характере   местности Уже за селом,   где   обычно при­стает   лодка,   начинаются   поля на   которых то тут,   то там под­нимаются валуны разных разме­ров   и   очертаний   точно   шлемы поверженных  витязей-великанов павших здесь в неравной борьбе-а еще дальше на небольшой воз­вышенности виден силуэт величе­ственного   деревянного   храма — это церковь села Подпорожья по­строенная в 1757 г. Немного удалось нам сберечь па­мятников   древнего   деревянного зодчества. Жилые и хозяйственные  сооружения в  большинстве погибали от пожаров или разру­шались от времени, а на их месте вырастали   новые   постройки-   в относительно лучшем положении оказывались культовые здания — церкви, часовни; неотапливаемые они меньше подвергались опасности  погионуть  от  пожаров.  Эти Древние деревянные церкви  еще кое-где сохранившиеся, рассказы­
вают о   большом мастерстве наших умельцев, об их поразитель­ном чувстве материала и способ­ности  удачно   выбрать  место  и форму сооружаемого здания   ко­торое   всегда   органически   сливается с   окружающей природой (см. наш очерк «Природа и архи­тектура» в «Земля и люди. 1964»)  Все это мы находим во Владимир­ской   церкви   села   Подпорожья. Окружающие луга с небольшими перелесками еще больше подчер­кивают стройность и высоту хра­ма. Вытянутые тонкие шатры над боковыми     прирубами     создают впечатление легкости и устремле­ния всего сооружения вверх. Добравшись наконец до пристани Порог, вы на маленьком речном катере    начинаете    путешествие вверх по Онеге. Кругом' все здесь широко,   свободно   и   неторопли
во — широка гладь реки с беско­ нечными лентами плотов, то мед­ ленно плывущих, то уткнувшихся в обрывы  глинистого берега- поберегам   уходящие   к   горизонту леса.   Свобода   и   тишина   нару­шаются   только   остановками   у редких пристаней, а то и просто в   виду   какой-нибудь   деревни. Югда катер неуклюже тыкается носом в берег,   куда   перебрасы­вают длинную доску; по ней пас­сажиры, балансируя, сходят прямо на луг.

У селения Усть-Кож река развет­вляется,    основное    русло,    как здесь   говорят   «Большая   река» идет прямо на юг, «Малая река»' делая   большую   петлю,   обходит несколько  селений и снова вли­вается в основное русло.

1[2]345
Оглавление