ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕВЕРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Г.  Тихомиров Рисунок Б. Лаврова

В первые же месяцы после победы революции молодая советская Россия снарядила шесть экспеди­ций для всестороннего изучения Севера. Военная интервенция и гражданская война помешали их работе. Тем не менее было поло­жено начало планомерному изу­чению и освоению Арктики к ее морского пути.

Национализация морского флота создавала широкие возможности для освоения Севера, снаряжения туда экспедиций. Поэтому окра­инные   порты   Европейского   Се­вера сразу же привлекли внима­ние Советской власти. 21 февраля 1918 г. Совет Народных Комисса­ров ассигновал, большие средства на спасение и ремонт затонувших судов. Вскоре возник проект по­стройки   верфи  в   Архангельске, где    предполагалось    в    течение пяти  лет   соорудить   50  морских транспортных  судов. Особое   внимание   было   уделено Мурманскому краю с его рыбны­ми, лесными и ископаемыми бо­гатствами, с его незамерзающим портом   Мурманском.   На   строи­тельство    в     Мурманском    пор­ту   и   для   оборудования   маяч­ного    хозяйства    на    Белом    мо­ре    Совнаркомом    также    были выделены      большие      средства. Наряду с восстановлением Мур манского и Архангельского пор­тов и Северного морского флота появилась   идея   освоения   внут­ренних    водных    путей,    чтобы выйти    на    морские    побережья Европейского    Севера.    На   спе­циальном   совещании   при   Глав-воде весной 1918 г. было поста­новлено «приступить к составле­нию  исполнительного  проекта   с производством  необходимых для этого подробных изысканий, кото­рые должны охватить также Ма­лую и Верхнюю Печору в смысле использования водных сил и дру­гих естественных богатств этого района».

После проведения необходимых полевых исследований ставилась практическая задача по сооруже­нию Камско-Печорского водного сообщения по рекам Кама — Ви-шера — Колва — Печора. Намеча­лось начать подготовительные работы по сооружению подъезд­ных путей, портовых построек, в том числе в Печорском и Индиг-ском заливах.

На Индигу были направлены две исследовательские партии, так как строительству порта в Индиг-ской губе, открывающего выход из Печоры в океан, придавалось большое значение. ...Инициатива в снаряжении Пе­чорской экспедиции шла от Пермского   университета,   который   в мае 1918 г. внес предложение об изучении      Печорско-Ухтинского края  и   разработал  трехлетнюю экспедиционную программу. «Удобства сообщения, лесные бо­гатства, признаки медных и же­лезных руд, нефти и других по­лезных минералов, богатства ры­бой  и пушниной — все   это  обе­щает  краю широкое развитие в будущем,    когда    богатства    эти выяснятся   и   начнется   правиль­ная их  эксплуатация», — писали ученые-энтузиасты. 13 июля  1918 г. Совет Народных Комиссаров     под    председатель­ством  В.  И.   Ленина  рассмотрел вопрос  о  Печорской  экспедиции и   поручил   ВСНХ   внести    свои предложения об изучении уголь­ных и нефтяных месторождений Печорско-Ухтинского края. «Весь  1918 г., — вспоминает  ака­демик И. М. Губкин, — ...прошел как бы под знаком   Ухты.   Про этот  район  говорили,  что  в  нем имеются богатейшие запасы и что капиталисты намеренно замалчи­вают   этот   район...   Поэтому   в 1918   г.  за разрешение  этого  во­проса принялись очень горячо, и он  еосходил  не   только   до   пре­зидиума ВСНХ, но был ряд лич­ных  обращений  к Ленину.   Мне приходилось неоднократно писать Владимиру Ильичу о том, что из себя представляет Ухтинский район... Туда была организована экспедиция, которая носила по преимуществу геологический ха­рактер». Она «проделала большую и интересную работу и вернулась с ценными результатами». Молодая советская Россия нуж­далась не только в топливе, но и в хлебе, поэтому вместе с иссле­довательскими экспедициями в Архангельске снаряжалась хлеб­ная экспедиция, которая должна была доставить через Карское море в устье западносибирских рек промышленные товары я сельскохозяйственные машины, а оттуда привезти в Архангельск до 800 тыс. пудов зерна, столь необходимого в то время. В распоряжение этой экспедиции было передано два транспортных судна и ледокольные пароходы: «Дежнев», «Русанов», «Сибиря­ков», «Седов». Советские органи­зации Западной Сибири в августе 1918 г. уже направили в бухту Находка из Омска 300 тыс. пудов зерна. В устьях Оби и Енисея на­чались работы по портовым изы­сканиям. Но этой экспедиции не суждено было двинуться в путь. Иностранцы захватили Север. Наиболее широко было пред­принято снаряжение Восточноси­бирской и особенно Западноси­бирской экспедиций с целью осво­ения Северного морского пути. Известно, что в царское время эта проблема решалась довольно медленно. Первый успешный рейс на Енисей был осуществлен в 1876 г.

[1]23
Оглавление