ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕВЕРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

, но в течение следующих 42 лет было предпринято плава­ние лишь 122 судов, из которых 36 погибли или вернулись неза­груженными в аварийном состоя­нии, причем в течение 14 лет вовсе не было арктических рей­сов.

Весной 1918 г. Главное гидрогра­фическое управление обратилось в Коллегию Народного комисса­риата по морским делам с прось­бой о снаряжении гидрографи­ческих экспедиций в Северный Ледовитый океан, а также на Каспийское и Черное моря. Кол­легия одобрила эти предложе­ния, и Главное гидрографическое управление начало комплектовать так называемый Гидрографиче­ский отряд Северного Ледовитого океана.

В докладе Комиссару по морским делам гидрографическое управле­ние писало, что демобилизация военного флота даст возможность предоставить различным обществам и кооперативам необходимые суда для северных экспедиций. «Но суровые условия плавания в Ледовитом океане обрекают на неудачу все попытки поднять культуру и использовать богат­ства Севера, если только пионерам этого дела не будет оказана необ­ходимая помощь по обследованию полярного бассейна в широком государственном масштабе». Уже тогда было ясно, что «для осуществления широкой програм­мы работ необходимо установить государственную организацию, которая снабжала бы всех море­плавателей сведениями о состоя­нии льдов, о проходимости и до­ступности того или иного бассей­на, давала бы нужные указания и руководства, оказывала бы по­мощь судам, попавшим в несча­стье, установила бы связь с су­дами, затертыми льдами, помо­гала бы проходить более трудные места, давала бы сведения о наи­более удобных местах промысла морского зверя и о богатстве определенных районов рыбой, снабжала бы мореплавателей точ­ными картами, ограждала бы не­обходимые фарватеры и т. д.». Таким образом, уже тогда был поставлен вопрос о создании Главсевморпути.

Главное гидрографическое управ­ление наметило широкую про­грамму изучения побережья Се­верного Ледовитого океана и освоения всей трассы Северного морского пути. Предполагалось увеличить сеть береговых гидро­метеорологических радиостанций (до революции их было 18). На­мечалась постройка таких стан­ций на Печоре, в Маточкином Шаре, в бухте Находка, Якутске, в устьях Лены и Колымы, на мысе Дежнева и в других местах. Сведения метеорадиостанций дол­жны были улучшить прогнозы погоды. В исследовательских ра­ботах на Севере предполагалось широко использовать авиацию. Единую гидрографическую экспе­дицию было решено разбить на две самостоятельные: экспедицию Восточносибирского района Се­верного Ледовитого океана и экс­педицию Западносибирского рай­она, которая в свою очередь была разбита на два отряда: Обь-Ени­сейский и Ново-Земельский. Восточносибирская экспедиция должна была работать на побе­режье Северного Ледовитого оке­ана от мыса Челюскина до мыса Дежнева, однако главное внима­ние обращалось на исследование устьев Лены и Колымы. Помимо судов Ленского пароходства на­мечалась переброска судов в рас­поряжение экспедиции с Балтий­ского моря. Ленская партия экс­педиции в навигацию 1918 г. должна была провести метеоро­логические и гидрологические наблюдения на Лене, а также собрать сведения по всем отделам хозяйства, промышленности, быта и прочих условий жизни местных народов.

В июне 1918 г. из Петрограда вы­ехала группа участников Восточ­носибирской экспедиции, но из-за гражданской войны только одно­му из них удалось достигнуть цели.

Западносибирская экспедиция ба­зировалась в Архангельске, райо­ном ее исследований было опре­делено побережье Северного Ледовитого океана до мыса Че­люскина. Этой экспедиции также придавалось большое значение; Западносибирская и Восточноси­бирская экспедиции Северного Ледовитого океана -были заду­маны как большое государствен­ное мероприятие. Из Петрограда в Архангельск было отправлено для экспедиций пять вагонов с продовольствием и 14 вагонов экспедиционного имущества. Из Перми следовало по железной до­роге, затем по Северной Двине шесть металлических лихтеров, а из Рыбинска — столько же ав­томобильных саней для путеше­ствия по тундре и по Новой Зем­ле. В общем в распоряжение экс­педиции поступило 22 парохода, 16 гребных судов, 60 моторных двигателей, 12 радиостанций, два ледокольных корабля «Таймыр» и «Вайгач» и ледокол «Соловей Будимирович» (будущий «Малы­гин»),

Отправка и начальные этапы ра­боты первых советских экспеди­ций были сорваны военной интер­венцией и гражданской войной. Революционная Россия выстояла против нашествия империалисти­ческих государств и вернулась к комплексным исследованиям и освоению Севера. Уже летом 1920 г. успешно завершила зада­ние Первая карская морская экс­педиция. солнечный луч, упавший на зем­лю, не пропал даром. Говоря о космической роли расте­ний, Тимирязев подчеркивал, что без хлорофилла не было бы жиз­ни   на  земле.

1[2]3
Оглавление