ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕВЕРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ
, но в течение следующих 42 лет было предпринято плавание лишь 122 судов, из которых 36 погибли или вернулись незагруженными в аварийном состоянии, причем в течение 14 лет вовсе не было арктических рейсов.
Весной 1918 г. Главное гидрографическое управление обратилось в Коллегию Народного комиссариата по морским делам с просьбой о снаряжении гидрографических экспедиций в Северный Ледовитый океан, а также на Каспийское и Черное моря. Коллегия одобрила эти предложения, и Главное гидрографическое управление начало комплектовать так называемый Гидрографический отряд Северного Ледовитого океана.
В докладе Комиссару по морским делам гидрографическое управление писало, что демобилизация военного флота даст возможность предоставить различным обществам и кооперативам необходимые суда для северных экспедиций. «Но суровые условия плавания в Ледовитом океане обрекают на неудачу все попытки поднять культуру и использовать богатства Севера, если только пионерам этого дела не будет оказана необходимая помощь по обследованию полярного бассейна в широком государственном масштабе». Уже тогда было ясно, что «для осуществления широкой программы работ необходимо установить государственную организацию, которая снабжала бы всех мореплавателей сведениями о состоянии льдов, о проходимости и доступности того или иного бассейна, давала бы нужные указания и руководства, оказывала бы помощь судам, попавшим в несчастье, установила бы связь с судами, затертыми льдами, помогала бы проходить более трудные места, давала бы сведения о наиболее удобных местах промысла морского зверя и о богатстве определенных районов рыбой, снабжала бы мореплавателей точными картами, ограждала бы необходимые фарватеры и т. д.». Таким образом, уже тогда был поставлен вопрос о создании Главсевморпути.
Главное гидрографическое управление наметило широкую программу изучения побережья Северного Ледовитого океана и освоения всей трассы Северного морского пути. Предполагалось увеличить сеть береговых гидрометеорологических радиостанций (до революции их было 18). Намечалась постройка таких станций на Печоре, в Маточкином Шаре, в бухте Находка, Якутске, в устьях Лены и Колымы, на мысе Дежнева и в других местах. Сведения метеорадиостанций должны были улучшить прогнозы погоды. В исследовательских работах на Севере предполагалось широко использовать авиацию. Единую гидрографическую экспедицию было решено разбить на две самостоятельные: экспедицию Восточносибирского района Северного Ледовитого океана и экспедицию Западносибирского района, которая в свою очередь была разбита на два отряда: Обь-Енисейский и Ново-Земельский. Восточносибирская экспедиция должна была работать на побережье Северного Ледовитого океана от мыса Челюскина до мыса Дежнева, однако главное внимание обращалось на исследование устьев Лены и Колымы. Помимо судов Ленского пароходства намечалась переброска судов в распоряжение экспедиции с Балтийского моря. Ленская партия экспедиции в навигацию 1918 г. должна была провести метеорологические и гидрологические наблюдения на Лене, а также собрать сведения по всем отделам хозяйства, промышленности, быта и прочих условий жизни местных народов.
В июне 1918 г. из Петрограда выехала группа участников Восточносибирской экспедиции, но из-за гражданской войны только одному из них удалось достигнуть цели.
Западносибирская экспедиция базировалась в Архангельске, районом ее исследований было определено побережье Северного Ледовитого океана до мыса Челюскина. Этой экспедиции также придавалось большое значение; Западносибирская и Восточносибирская экспедиции Северного Ледовитого океана -были задуманы как большое государственное мероприятие. Из Петрограда в Архангельск было отправлено для экспедиций пять вагонов с продовольствием и 14 вагонов экспедиционного имущества. Из Перми следовало по железной дороге, затем по Северной Двине шесть металлических лихтеров, а из Рыбинска — столько же автомобильных саней для путешествия по тундре и по Новой Земле. В общем в распоряжение экспедиции поступило 22 парохода, 16 гребных судов, 60 моторных двигателей, 12 радиостанций, два ледокольных корабля «Таймыр» и «Вайгач» и ледокол «Соловей Будимирович» (будущий «Малыгин»),
Отправка и начальные этапы работы первых советских экспедиций были сорваны военной интервенцией и гражданской войной. Революционная Россия выстояла против нашествия империалистических государств и вернулась к комплексным исследованиям и освоению Севера. Уже летом 1920 г. успешно завершила задание Первая карская морская экспедиция. солнечный луч, упавший на землю, не пропал даром. Говоря о космической роли растений, Тимирязев подчеркивал, что без хлорофилла не было бы жизни на земле.