С НИМ ЖИВУТ НА ОСТРОВЕ

Поэтому в каждом тиморском доме можно найти камень — алтарь, на кото­ром    приносят    жертвы    душам умерших, прося их помощи в по­вседневных делах. Любой   праздник   начинается   с трапезы. А она, конечно, не обхо­дится   без   вина.   Напиток   типа браги делают из сока лонтаровой пальмы. В деревне слышится пе­рестук деревянных пестов, кото рыми женщины и дети обруши­вают рис в деревянных корытцах. И  вот   каждому члену  семьи  и гостю щедро кладут на тарелку ароматного вареного риса нового урожая,    курятину,    буйволовое мясо, подают фруктовый и рыб­ный соус, и так в каждом доме в течение многих дней. И на улицу, и на площадь выплескивается ве­селье. Тиморцы вообще очень жи­вой   и    темпераментный   народ. Вот  мужчины  образовали толпу яростных   болельщиков:   чей   из двух ощетинившихся петухов по­бедит? Ведь петушиные бои здесь любимое  зрелище.  Когда спадет жара, перед закатом солнца   на площади начинаются состязания борцов — афету.  Кому не хочет­ся помериться силами в хороший день,   после   обильной   еды!   Эта игра напоминает наш бокс, толь­ко дерутся не руками, а ногами. Нужно свалить противника уда­ром  в  голову,   но   не  причинив ему большого вреда. Это нелегкое дело. А когда внезапно, как это бывает   в   тропиках,   упадет   на землю темнота, начинаются несни и пляски.

 

прошлое монгольского народа. Раскопки рассказали о развитии торгов­ли, ремесел и архитектуры в Ка­ракоруме. Найдено много монет различного происхождения, гири для весов и другие предметы. В период расцвета Каракорум посетили знаменитые путеше­ственники Плано Каршгаи и Марко Поло

уцелевших в МНР ламаистских монастырей. Здесь сохранились стены с башнями, округлая пло­щадь для религиозных церемоний и несколько храмов. Два наибо­лее ранних храма представляют собой святилища с обходными ко_ ридорами, воздвигнутые на высо­кой платформе. Они перекрыты глазурованными черепичными крышами, украшенными скульп­турами. Внутри храмов сохрани­лись интересные фрески. Эти древние памятники охраняются государством.


 

 


стрелков, поджигая с трех сторон лес. Сейчас этот вид охоты сохра­нился лишь как ритуал. Но зато до сих пор на Тиморе можно встретить. сумпитан — длинную полую бамбуковую трубку, че­рез   которую   охотник   выдувает стрелы.

Большинство тиморцев живет  в деревнях.  Селения расположены вдоль   морского   побережья   или дорог, по речным берегам и по склонам гор.  Старинные же   де­ревни гнездятся среди неприступ­ных скал высоко в горах. Почти неприметная тропка ведет к та­кой деревне, окруженной оградой из бамбука или камней.   В  ней обычно около десятка домов, тес­нящихся вокруг деревенской пло­щади. Дома круглые или оваль­ные   с  куполообразной  крышей. Дом стоит на утрамбованной зем­ле,   иногда  устланной   гладкими камнями. Стены из тростниковых или  бамбуковых  циновок  очень низки, так что дома  издали на­поминают    стога    сена.    Крышу кроют   травой   или  пальмовыми листьями.     Внутри     полутемно: окон  нет.  Посреди  жилья  очаг. Пол глинобитный. Спят на цинов­ках  или  небольших  подстилках вдоль стен.

Впрочем, встречаются дома и бо­лее фундаментальные и простор­ные, даже с террасами. Тетумы же и ротейцы живут в свайных постройках с высокой и крутой двух- или четырехскатной крышей,   хорошо защищающей от ливневых дождей и от палящего солнца.  В   дом поднимаются  по приставленному к двери бревну е зарубками или лестнице. Сейчас двери делают в стене, а прежде входили через люк в полу дома. На Тиморе мужчины и женщины носят    каин — несшитый    кусок ткани, которым обертывают ниж­нюю часть тела. Постепенно май­ки и рубашки становятся обыч­ной   одеждой. В городах и при­брежных поселках входит в быт европейский    мужской    костюм, хотя   во   время   полевых   работ мужчины нередко ограничивают­ся   набедренной   повязкой.

1[2]3
Оглавление