С НИМ ЖИВУТ НА ОСТРОВЕ
Поэтому в каждом тиморском доме можно найти камень — алтарь, на котором приносят жертвы душам умерших, прося их помощи в повседневных делах. Любой праздник начинается с трапезы. А она, конечно, не обходится без вина. Напиток типа браги делают из сока лонтаровой пальмы. В деревне слышится перестук деревянных пестов, кото рыми женщины и дети обрушивают рис в деревянных корытцах. И вот каждому члену семьи и гостю щедро кладут на тарелку ароматного вареного риса нового урожая, курятину, буйволовое мясо, подают фруктовый и рыбный соус, и так в каждом доме в течение многих дней. И на улицу, и на площадь выплескивается веселье. Тиморцы вообще очень живой и темпераментный народ. Вот мужчины образовали толпу яростных болельщиков: чей из двух ощетинившихся петухов победит? Ведь петушиные бои здесь любимое зрелище. Когда спадет жара, перед закатом солнца на площади начинаются состязания борцов — афету. Кому не хочется помериться силами в хороший день, после обильной еды! Эта игра напоминает наш бокс, только дерутся не руками, а ногами. Нужно свалить противника ударом в голову, но не причинив ему большого вреда. Это нелегкое дело. А когда внезапно, как это бывает в тропиках, упадет на землю темнота, начинаются несни и пляски.
прошлое монгольского народа. Раскопки рассказали о развитии торговли, ремесел и архитектуры в Каракоруме. Найдено много монет различного происхождения, гири для весов и другие предметы. В период расцвета Каракорум посетили знаменитые путешественники Плано Каршгаи и Марко Поло
уцелевших в МНР ламаистских монастырей. Здесь сохранились стены с башнями, округлая площадь для религиозных церемоний и несколько храмов. Два наиболее ранних храма представляют собой святилища с обходными ко_ ридорами, воздвигнутые на высокой платформе. Они перекрыты глазурованными черепичными крышами, украшенными скульптурами. Внутри храмов сохранились интересные фрески. Эти древние памятники охраняются государством.
стрелков, поджигая с трех сторон лес. Сейчас этот вид охоты сохранился лишь как ритуал. Но зато до сих пор на Тиморе можно встретить. сумпитан — длинную полую бамбуковую трубку, через которую охотник выдувает стрелы.
Большинство тиморцев живет в деревнях. Селения расположены вдоль морского побережья или дорог, по речным берегам и по склонам гор. Старинные же деревни гнездятся среди неприступных скал высоко в горах. Почти неприметная тропка ведет к такой деревне, окруженной оградой из бамбука или камней. В ней обычно около десятка домов, теснящихся вокруг деревенской площади. Дома круглые или овальные с куполообразной крышей. Дом стоит на утрамбованной земле, иногда устланной гладкими камнями. Стены из тростниковых или бамбуковых циновок очень низки, так что дома издали напоминают стога сена. Крышу кроют травой или пальмовыми листьями. Внутри полутемно: окон нет. Посреди жилья очаг. Пол глинобитный. Спят на циновках или небольших подстилках вдоль стен.
Впрочем, встречаются дома и более фундаментальные и просторные, даже с террасами. Тетумы же и ротейцы живут в свайных постройках с высокой и крутой двух- или четырехскатной крышей, хорошо защищающей от ливневых дождей и от палящего солнца. В дом поднимаются по приставленному к двери бревну е зарубками или лестнице. Сейчас двери делают в стене, а прежде входили через люк в полу дома. На Тиморе мужчины и женщины носят каин — несшитый кусок ткани, которым обертывают нижнюю часть тела. Постепенно майки и рубашки становятся обычной одеждой. В городах и прибрежных поселках входит в быт европейский мужской костюм, хотя во время полевых работ мужчины нередко ограничиваются набедренной повязкой.