С НИМ ЖИВУТ НА ОСТРОВЕ

А. Бернова

навыки рисосеяния и плавки ме­таллов, гончарное дело и ткаче­ство.

В индонезийской части Тимора живет около 600 тысяч человек. Самый многочисленный народ на Тиморе, атони, занимает почти всю западную часть острова. Кро­ме того, здесь есть тетумы, ротей-цы, купанги, бунаки. В хозяй­ственной жизни этих народов очень много общего, но в быту и обрядах есть различия. Почти все население Тимора за­нимается сельским хозяйством. Выращивают кукурузу и рис, плодовые деревья, клубнеплоды: таро, маниоку, батат. Кокосовая и лонтаровая пальмы размно­жаются без вмешательства чело­века, но люди следят за их раз­витием и способствуют,ему. Мест­ные жители считают их своими кормильцами. Плод кокосового ореха едят, из скорлупы делают посуду и всевозможную утварь, ствол и листья идут на строи­тельство жилища, сладким соком лонтаровой пальмы поят младен­цев, а перебродивший сок упот­ребляют как алкогольный напи­ток; в гробу, выдолбленном из ствола лонтаровой пальмы, че­ловек совершает свой последний путь.

Земледелие здесь в основном под-сечно-огневое. Длинным и мас­сивным ножом вырубают кустар­ник, а у больших деревьев сру­бают крону, чтобы солнце поско­рее подсушило их. Потом начи­нается пал: сначала жгут мелкую поросль, а затем валят обуглив­шиеся большие деревья ж сжи­гают их. Золу рассеивают по полю как удобрение. Взрыхляют землю длинной, заостренной палкой или мотыгой. Подготовленный к севу участок огораживают и строят вблизи него временные жилища. На взрыхленную землю бросают зерна риса или кукурузы и про-


Независимость бывших англий­ских протекторатов Басутоленда и Бечуаналенда явилась новым шагом в освобождении Африкан­ского континента от последних очагов колониализма. гоняют по полю буйволов, кото­рые втаптывают зерна в землю. Чаще же зерна сажают. Заост­ренной палкой длиной около мет­ра делают в земле ямку, кладут в нее два-три зерна и засыпают мягким движением большого пальца правой ноги. Участки под поле обрабатывают мужчины, сев же проводят женщины и дети. Встречаются и искусственно оро­шаемые поля. Из колодцев или рек вычерпывают воду, заливая поле. По затопленному полю не­сколько раз прогоняют буйволов, которые топчут землю, залитую водой, до тех пор, пока она не превратится в грязь. В таком «полуболоте» растет рис. Пока зреет урожай, почти все взрослое население находится возле полей, чтобы защитить рас­тения от потравы. Животных и птиц отгоняют шумом: бьют в ба­рабаны. Женщины несколько раз пропалывают поле. Урожай зер­новых собирают в апреле — мае, когда кончается дождливый сезон. Колоски риса срезают небольшим плоским серпиком, зажатым в ладони, или собирают просто зер­на в горсть, пропуская колосья между пальцами. Молотят рис ногами, сушат на солнце в поле, а затем переправляют зерно в деревню: по тропкам с горных полей идут навьюченные лоша­ди и люди, несущие корзины с рисом.

У всех народов Тимора развито животноводство. Разводят лоша­дей, буйволов, мелкий рогатый скот, свиней. Тиморцы — хорошие наездники, седло им заменяет привязанная к спине лошади ци­новка, а стремена — висящие на веревках небольшие палочки; бо­сой наездник зажимает их между пальцами ног.

На острове бытовал интересный способ охоты при помощи огня: дичь гонят в воду или на

ЦепьВ середине XIII в. столицей им­перии Чингис-хана был Карако­рум — город в долине верхнего Орхона. Археологические работы, проведенные в этих краях, по­могли узнать далекое свидетельством о принадлежности к определенному роду. Женская    будничная    одежда — каин, который чаще всего закреп­ляют не на талии,  а под мыш­ками, прикрывая грудь. По празд­никам тиморки надевают узкую кофточку   с   длинным   рукавом. Очень   любят   здесь   украшения, причем не брезгуют ими и муж­чины,   которые   носят   на   груди массивные    бляхи    из    металла (знать — из  золота);  а на пред­плечье — металлические кольца. После того как собран урожай и прекращаются проливные дожди, наступает    период     праздников. Оживают   дороги   и   троны.   На праздник урожая, на свадьбы, по­минки   и   крестины   собираются родственники. Прежде чем попро­бовать самим или предложить го­стям рис и кукурузу нового уро­жая,  тиморцы  предлагают  то и другое своим умершим родствен­никам.   Хотя   формально   тимор­цы — мусульмане или христиане, вся их жизнь проникнута верой в то,   что за каждым их шагом следят    незримо   витающие   во­круг добрые и злые духи. Прежде всего это души умерших.

[1]23
Оглавление