С НИМ ЖИВУТ НА ОСТРОВЕ
А. Бернова
навыки рисосеяния и плавки металлов, гончарное дело и ткачество.
В индонезийской части Тимора живет около 600 тысяч человек. Самый многочисленный народ на Тиморе, атони, занимает почти всю западную часть острова. Кроме того, здесь есть тетумы, ротей-цы, купанги, бунаки. В хозяйственной жизни этих народов очень много общего, но в быту и обрядах есть различия. Почти все население Тимора занимается сельским хозяйством. Выращивают кукурузу и рис, плодовые деревья, клубнеплоды: таро, маниоку, батат. Кокосовая и лонтаровая пальмы размножаются без вмешательства человека, но люди следят за их развитием и способствуют,ему. Местные жители считают их своими кормильцами. Плод кокосового ореха едят, из скорлупы делают посуду и всевозможную утварь, ствол и листья идут на строительство жилища, сладким соком лонтаровой пальмы поят младенцев, а перебродивший сок употребляют как алкогольный напиток; в гробу, выдолбленном из ствола лонтаровой пальмы, человек совершает свой последний путь.
Земледелие здесь в основном под-сечно-огневое. Длинным и массивным ножом вырубают кустарник, а у больших деревьев срубают крону, чтобы солнце поскорее подсушило их. Потом начинается пал: сначала жгут мелкую поросль, а затем валят обуглившиеся большие деревья ж сжигают их. Золу рассеивают по полю как удобрение. Взрыхляют землю длинной, заостренной палкой или мотыгой. Подготовленный к севу участок огораживают и строят вблизи него временные жилища. На взрыхленную землю бросают зерна риса или кукурузы и про-
Независимость бывших английских протекторатов Басутоленда и Бечуаналенда явилась новым шагом в освобождении Африканского континента от последних очагов колониализма. гоняют по полю буйволов, которые втаптывают зерна в землю. Чаще же зерна сажают. Заостренной палкой длиной около метра делают в земле ямку, кладут в нее два-три зерна и засыпают мягким движением большого пальца правой ноги. Участки под поле обрабатывают мужчины, сев же проводят женщины и дети. Встречаются и искусственно орошаемые поля. Из колодцев или рек вычерпывают воду, заливая поле. По затопленному полю несколько раз прогоняют буйволов, которые топчут землю, залитую водой, до тех пор, пока она не превратится в грязь. В таком «полуболоте» растет рис. Пока зреет урожай, почти все взрослое население находится возле полей, чтобы защитить растения от потравы. Животных и птиц отгоняют шумом: бьют в барабаны. Женщины несколько раз пропалывают поле. Урожай зерновых собирают в апреле — мае, когда кончается дождливый сезон. Колоски риса срезают небольшим плоским серпиком, зажатым в ладони, или собирают просто зерна в горсть, пропуская колосья между пальцами. Молотят рис ногами, сушат на солнце в поле, а затем переправляют зерно в деревню: по тропкам с горных полей идут навьюченные лошади и люди, несущие корзины с рисом.
У всех народов Тимора развито животноводство. Разводят лошадей, буйволов, мелкий рогатый скот, свиней. Тиморцы — хорошие наездники, седло им заменяет привязанная к спине лошади циновка, а стремена — висящие на веревках небольшие палочки; босой наездник зажимает их между пальцами ног.
На острове бытовал интересный способ охоты при помощи огня: дичь гонят в воду или на
ЦепьВ середине XIII в. столицей империи Чингис-хана был Каракорум — город в долине верхнего Орхона. Археологические работы, проведенные в этих краях, помогли узнать далекое свидетельством о принадлежности к определенному роду. Женская будничная одежда — каин, который чаще всего закрепляют не на талии, а под мышками, прикрывая грудь. По праздникам тиморки надевают узкую кофточку с длинным рукавом. Очень любят здесь украшения, причем не брезгуют ими и мужчины, которые носят на груди массивные бляхи из металла (знать — из золота); а на предплечье — металлические кольца. После того как собран урожай и прекращаются проливные дожди, наступает период праздников. Оживают дороги и троны. На праздник урожая, на свадьбы, поминки и крестины собираются родственники. Прежде чем попробовать самим или предложить гостям рис и кукурузу нового урожая, тиморцы предлагают то и другое своим умершим родственникам. Хотя формально тиморцы — мусульмане или христиане, вся их жизнь проникнута верой в то, что за каждым их шагом следят незримо витающие вокруг добрые и злые духи. Прежде всего это души умерших.