Вы читали эти природные богатства
Географическое положение способствовало развитию судоходства в нашей стране с самых давних времен. Еще в средние века русские люди выходили в дальние плавания, а у берегов России бросали якоря заморские гости. Уже в XVI в. на севере нашей Родины появился первый морской порт Архангельск. Отсюда уходили многие товары на международный рынок.
Вслед за Архангельском выросли торговые порты на Балтике, Черном и Азовском морях. Памятная медаль, хранящаяся в Эрмитаже, отчеканенная по указанию Петра I, свидетельствует о сооружении первого порта на юге страны — в Таганроге. В 1703 г, было прорублено «окно в Европу». В Финском заливе вырос город-порт Санкт-Петербург. Позднее, в конце XVIII в., стали принимать суда Херсонский, Севастопольский, Одесский порты. К тому времени, когда прогремел исторический залп «Авроры», морской транспорт нашей страны располагал уже разветвленной сетью «берегового хозяйства». На морских берегах России насчитывались десятки портов. Но грузовые работы в них, как правило, велись вручную, на причалах была лишь примитивная техника. При Советской власти коренным образом изменились морские ворота нашей страны. Да и количество портов увеличилось почти в два раза. Новые причалы появились на берегах Тихого океана а Черного моря, Северного Ледовитого океана и Каспия. Торговые корабли под флагами многих стран мира стали приходить в новые порты (Ильичевск, Ванино, Находка и др.), которых еще недавно не было на карте. Вместе с интенсивным ростом торгового флота расширялся и совершенствовался причальный фронт. Порты оснащались самым современным оборудованием: портальными кранами большой грузоподъемности, авто- и электропогрузчиками, уникальными перегрузочными установками. Тяжелый урон советским портам . был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что 78% их сооружений оказалось разрушенными, и по существу их пришлось создавать вновь. Это требовало больших капитальных вложений. Но только восстанавливать старое значило отставать. Вот почему планы предусматривали широкую программу портового строительства. Новый крупнотоннажный флот требовал создания принципиально нового портового хозяйства, отличающегося большими глубинами акватории и большой протяженностью причалов, а также вместительными складскими емкостями. Ведь теперь речь шла о накоплении грузов для судов грузоподъемностью десять, двадцать и более тысяч тонн. Расширение внешнеторговых связей Советского Союза, оказание экономической помощи развивающимся странам обусловили повышение пропускной способности тех портов, через которые шел основной поток экспортно-импортных грузов. Увеличивается мощность Находкинского порта. В три раза возрастает число причалов в Николаевском порту, причем его грузооборот увеличивается в десять раз. Новые грузовые районы создаются в Новороссийском, Ванинском, Ленинградском и многих других портах. Реконструируются Одесский, Архангельский, Рижский И Вент-спилеский порты. Реконструкция Платоновского мола в Одесском порту позволит намного повысить пропускную способность порта. А по соседству с Одесским портом вырос новый, самый молодой в стране Ильичевский порт, который по грузообороту уже обогнал «старшего брата».
Примечательная особенность новых и реконструированных портов — их высокая оснащенность перегрузочной техникой. По сравнению с 1958 г. в СССР количество портальных кранов на один причал увеличилось к концу семилетки в два с лишним раза. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций достиг в среднем 78%, а по навалочным грузам — 94%. Еще сравнительно недавно самой «тяжелой» операцией была переработка угля, руды, зерна и соли. Для разгрузки или загрузки одного трюма судна требовалось около двадцати рабочих, а сейчас эту операцию выполняет при помощи механизмов один человек.