Вы читали  эти  природные богатства


Географическое положение спо­собствовало развитию судоходства в нашей стране с самых давних времен. Еще в средние века рус­ские люди выходили в дальние плавания, а у берегов России бро­сали якоря заморские гости. Уже в XVI в. на севере нашей Родины появился первый морской порт Архангельск. Отсюда уходили многие товары на международ­ный рынок.

Вслед за Архангельском выросли торговые порты на Балтике, Чер­ном и Азовском морях. Памятная медаль, хранящаяся в Эрмитаже, отчеканенная по указанию Пет­ра I, свидетельствует о сооруже­нии первого порта на юге стра­ны — в Таганроге. В 1703 г, было прорублено «окно в Европу». В Финском заливе вырос город-порт Санкт-Петербург. Позднее, в конце XVIII в., стали принимать суда Херсонский, Севастополь­ский, Одесский порты. К тому времени, когда прогремел исторический залп «Авроры», морской транспорт нашей страны располагал уже разветвленной сетью «берегового хозяйства». На морских берегах России насчиты­вались десятки портов. Но грузо­вые работы в них, как правило, велись вручную, на причалах была лишь примитивная техника. При Советской власти коренным образом изменились морские во­рота нашей страны. Да и коли­чество портов увеличилось почти в два раза. Новые причалы по­явились на берегах Тихого океана а Черного моря, Северного Ледовитого  океана  и  Каспия.  Торго­вые корабли под флагами многих стран мира стали приходить в но­вые   порты   (Ильичевск,   Ванино, Находка и др.), которых еще не­давно не было на карте. Вместе с интенсивным ростом торгового флота   расширялся   и   совершен­ствовался     причальный    фронт. Порты оснащались самым совре­менным оборудованием: порталь­ными   кранами   большой   грузо­подъемности,  авто- и электропо­грузчиками,   уникальными   пере­грузочными установками. Тяжелый урон советским портам . был нанесен в годы Великой Оте­чественной    войны.    Достаточно сказать, что 78% их сооружений оказалось   разрушенными,   и   по существу их пришлось создавать вновь. Это требовало больших ка­питальных вложений. Но  только восстанавливать   старое   значило отставать. Вот почему планы пре­дусматривали широкую програм­му портового строительства. Новый   крупнотоннажный   флот требовал создания принципиаль­но   нового   портового   хозяйства, отличающегося большими глуби­нами акватории и большой протя­женностью    причалов,    а    также вместительными  складскими  ем­костями.  Ведь  теперь речь   шла о  накоплении  грузов  для  судов грузоподъемностью   десять,   два­дцать и более тысяч тонн. Расширение внешнеторговых свя­зей  Советского  Союза,  оказание экономической помощи развиваю­щимся странам обусловили повы­шение   пропускной   способности тех портов, через которые шел основной поток экспортно-импорт­ных грузов. Увеличивается мощ­ность Находкинского порта. В три раза возрастает число при­чалов в Николаевском порту, причем его грузооборот увеличи­вается в десять раз. Новые гру­зовые районы создаются в Ново­российском, Ванинском, Ленин­градском и многих других пор­тах. Реконструируются Одесский, Архангельский, Рижский И Вент-спилеский порты. Реконструкция Платоновского мола в Одесском порту позволит намного повысить пропускную способность порта. А по со­седству с Одесским портом вырос новый, самый молодой в стране Ильичевский порт, который по грузообороту уже обогнал «стар­шего брата».

Примечательная особенность но­вых и реконструированных пор­тов — их высокая оснащенность перегрузочной техникой. По срав­нению с 1958 г. в СССР количе­ство портальных кранов на один причал увеличилось к концу се­милетки в два с лишним раза. Уровень комплексной механиза­ции                погрузочно-разгрузочных операций достиг в среднем 78%, а по навалочным грузам — 94%. Еще сравнительно недавно самой «тяжелой» операцией была пере­работка угля, руды, зерна и соли. Для разгрузки или загрузки од­ного трюма судна требовалось около двадцати рабочих, а сейчас эту операцию выполняет при по­мощи  механизмов один человек.



1[2]
Оглавление